404 Not Found


nginx/1.13.11
404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.13.11
В Старой Руссе должен быть создан уникальный музей "Братьев Карамазовых".

между тем  

   

В Старой Руссе должен быть создан уникальный музей "Братьев Карамазовых".

Подробности


БУДЕТ ЛИ СОЗДАН НАКОНЕЦ В РОССИИ УНИКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ "БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ"?

Музей романа великого русского писателя Федора Достоевского "Братья Карамазовы" создадут в городе Старая Русса (Новгородская область), где были написаны большинство глав этого всемирно известного произведения, сообщил РИА Новости во вторник источник в старорусском Доме-музее классика.

Старая Русса стала прообразом "карамазовского" Скотопригоньевска, где развертываются события романа.

"Предполагается, что музей будет размещен в городском научно-культурном центре, здание которого было построено в первой половине XIX веке, его видел сам Достоевский, ныне оно является памятником архитектуры", - пояснил собеседник.

Предполагается отдать под новый музей шесть комнат здания, каждая из которых будет посвящена героям романа.

"У нас будут передняя, гостиная Федора Павловича Карамазова, комната Екатерины Ивановны Верховцевой, келья старца Зосимы, детская комната и трактир", - сказал источник.

По его словам, названия экспозиционных залов являются весьма условными.

"К примеру, в экспозиции "комнаты Катерины Ивановны" планируется поместить экспонаты из фондов Дома-музея, которые расскажут о жизни русских женщин в XIX веке", - пояснил сотрудник музея.

Концепция экспозиции разработана сотрудниками Дома-музея Достоевского, ее художественное решение осуществят два художника - новгородец Борис Непомнящий и петербуржец Николай Исправников.

Новый музей будет создан на средства федерального бюджета.

Старую Руссу исследователи творчества Федора Достоевского (1821-1881 годы) называют "городом братьев Карамазовых".

В ноябре 2001 года в Старой Руссе были открыты мемориальные доски на домах, где проживали прототипы персонажей "Братьев Карамазовых".

В частности, они были установлены на доме №25 по набережной Глебова, где жила Агриппина Меньшова, ставшая, по мнению литературоведов, прототипом Грушеньки, на доме №5 по улице Маркса, который был описан в "Братьях Карамазовых" как дом Екатерины Верховцевой, а также на описанной в романе лавке купца Плотникова, расположенной на центральной площади Старой Руссы.

Эти мемориальные доски ныне служат своеобразным "путеводителем" по городу, который одновременно существовал в реальности и создавался воображением великого писателя.
 
РИА Новости, Андрей Летягин.
ОТ РЕДАКЦИИ САЙТА ФАМИЛИИ.РУ
Поскольку Великий Новгород и Старая Русса входят в партнёрскую программу ИИЦ "История Фамилии", мы намерены держать вопрос о создании в Старой Руссе музея романа "Братья Карамазовы" на редакционном контроле.
Здесь не всё так просто...
Этой идее и началу её воплощения - уже более десяти лет, а воз и  ныне там! В том, что данная верёвочка очень давно вьётся, вы можете убедиться сами, прочитав две публикации (1998 г. и 2000 г.) новгородской журналистки Людмилы Митрофановой, которая не раз интересовалась судьбой проекта этого уникального музея.

"ЗДЕСЬ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ..."
 
Эти слова произнес в 1878 году Федор Михайлович Достоевский, начиная в Старой Руссе свой величайший роман "Братья Карамазовы"

Завтра в Старой Руссе открываются очередные международные чтения Федора Достоевского. Впервые они будут проводиться не в Доме-музее Достоевского, а по-соседству, в особняке бывшей городской дворянской усадьбы, где вскоре откроется литературный музей - музей романа "Братья Карамазовы".

Завтра по его еще пустым комнатам пройдут первые экскурсанты - ученые, филологи, литературоведы, достоеведы, потомки писателя, съехавшиеся из разных уголков России, стран СНГ, из США. Они будут думать, каким быть новому музею. Обсуждение его концепции и положено в основу этих международных чтений.

А пока красивый двухэтажный дом, колонны которого в весенний разлив отражаются в реке, назвали не музеем романа, а научно-культурным центром Дома-музея Достоевского. Сюда, в конференц-зал, уже перенесли рояль и стулья из литературной гостиной музея писателя, здесь развешивают люстры и портьеры, монтируют первую выставку - это будут работы воспитанников детских художественных студий города.
 
Людмила МИТРОФАНОВА, "Новгородские ведомости", 20 мая 2000 г., № 71/14502

*          *          *

КОРНИ И КРОНА
И ЖИЗНЬ, И ВЫМЫСЕЛ ЗДЕСЬ СЛИТЫ
Создание нового музея - событие редкое по сегодняшним дням. Да и сам музей, можно сказать, уникальный - музей литературного произведения. Их во всем мире - раз, два и обчелся. Дом Шерлока Холмса в Лондоне, домик станционного смотрителя под Петербургом.., а больше и не припомнить. Теперь вот будет в Старой Руссе "Дом Карамазовых", а точнее - музей романа Достоевского "Братья Карамазовы", произведения, задуманного и написанного большей частью в Старой Руссе.

"Всегда говорят, что действительность скучна, однообразна, чтобы развлечь себя, прибегают к искусству, фантазии. Для меня напротив: что может быть фантастичнее и неожиданнее действительности? ...Проследите иной, даже вовсе и не такой на первый взгляд факт действительной жизни, - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдете в нем глубину, какой нет у Шекспира", - пишет Достоевский в Старой Руссе.

В номере "Новгородских губернских ведомостей" за 13 сентября 1875 года он обратил внимание на сообщение о списке дел, назначенных в Старой Руссе к суду. На 20 сентября намечалось рассмотреть дело о старорусском мещанине, обвиняемом в убийстве своего отца. Пожалуй, этот факт и был последним толчком, который заставил Достоевского взяться за роман (тема отцеубийства интересовала его еще со времен каторги, где он познакомился с молодым дворянином, обвиненном в столь страшном преступлении и оправданном спустя 10 каторжных лет).

Старорусские впечатления стали выстраиваться в сюжетные положения знаменитого романа, а сами старорусцы становились его действующими лицами. Писатель "водил" их по улицам реального города, "заходил" в их дома, также реально существующие, сталкивал между собой и разворачивал действие то на городской площади, то в трактире, то на берегу речушки... Причем с такой удивительной точностью, что и сейчас, в современном городе, вам могут точно показать, где кипели роковые страсти - дом Грушеньки, в которую были влюблены отец и сын Карамазовы, дом Катерины. невесты одного из братьев Карамазовых, влюбленной в другого, мостик и забор, заросший лопухами, где отец Карамазов изнасиловал спящую дурочку Лизавету...

Сами герои тоже узнаваемы. Дочь писателя считала, что Федор Михайлович, создавая старика Карамазова, думал о своем отце. Дополнили этот образ и живший в Старой Руссе Карл фон Зон, известный волокита, женатый четыре раза, и его однофамилец, тоже фон Зон, сластолюбивый старик, убитый и ограбленный в Петербурге в "блудилище". А Грушенька Светлова родилась в романе от знакомства писателя с соседкой, живущей через речку, почти напротив, Грушенькой Меньшовой. Даже фамилия купца, взявшего ее, совращенную и брошенную офицером, на содержание, - старорусская. Достоевский, регулярно читавший "Новгородские губернские ведомости", обратил внимание на объявление в номере от 8 ноября 1875 года, где был напечатан список жителей Старорусского уезда для избрания из их числа запасных заседателей в окружной суд. Внимание писателя привлек Кузьма Самсонов, который и стал прототипом покровителя Грушеньки. А уж слуга соседок Карамазова, Фома, тот и вовсе списан с собственного слуги Достоевских, жившего у них в доме в Старой Руссе.

Да и сама Старая Русса - прототип Скотопригоньевска. Мне всегда было обидно за то, что писатель, который тоже любил этот город, так жестоко обошелся с ним, назвав таким унижающим его именем. Но... Михаил Полянский писал: "Умственной жизни в городке почти не замечается никакой... Город живет своими торговыми, желудочными, эротическими и всякими другими интересами, кроме умственных. Исключение представляет самая ничтожная часть населения". В таком образе и увековечил город Достоевский.

Поэтому, когда лет пятнадцать назад в Старой Руссе начали проходить международные чтения Достоевского, когда особой популярностью стала пользоваться экскурсия по местам действия романа "Братья Карамазовы" и освободился старинный особняк недалеко от дома писателя, никто не сомневался, что идея создать в этом особняке литературный музей, музей знаменитого романа, - самая удачная. Это было время развития отечественного туризма, музеев, вынашивания проекта превратить Старую Руссу в город-музей и постановления Совмина СССР о возрождения исторически значимых малых городов России. "Ветер перемен" провентилировал планы, сдул и крышу с особняка. За много лет брошенное здание превратилось почти в развалины - жители близлежащих улиц разобрали в нем по дощечкам все деревянные конструкции, приступили к разбору по камешкам. Потом вдруг вспомнили о музее, изыскивали какие-то средства, что-то восстановили, и снова стройка замирала. Потом опять рывок, и снова тишина. Пока, наконец, дирекция областного музея-заповедника не приняла кардинальное решение - не распылять отпущенные государством для области средства по программе "Возрождение" (поскольку на всех не хватит), а направить на завершение одного объекта. Таким объектом и стал старорусский новый музей.

Вот уже скоро год идут восстановительные работы. Большую поддержку оказывает отдел культуры, руководители администрации города.

- А ведь главу Старой Руссы Рябова будут вспоминать не потому, что он в каком-то месяце постарался в срок выдать зарплату бюджетникам. А потому, что при нем был открыт новый музей, - считает директор дома-музея Достоевского Вера Богданова.

Я шла по осенней Старой Руссе. Вот бывшая Торговая площадь, по ее рядам любили ходить и сам Достоевский, и герои его романа. Вот магазин - бывшая лавка купца Плотникова, куда почти ежедневно захаживал писатель "за фунтиком конфет". За рекой поднимается колокольня Воскресенского собора с часами - бой соборных часов не раз упоминал Достоевский. А рядом с Соборным мостом строится громоздкое здание, говорят, ресторан - в прошлом веке именно на этом месте и стоял ресторан под названием "Эрмитаж", который в романе именуется как "Столичный город" (хорошо, если бы новый ресторан назвали так же!), а за ним через два-три дома открывается взору двухэтажный особняк с колоннами и балконом, выходящим на реку. Внутри - красивая деревянная лестница, большие светлые залы, камин... По всему периметру множество окон - пройдешь и увидишь Старую Руссу прошлого века: кафедральный Собор, Георгиевскую, Троицкую, Никольскую церкви, бывшую синагогу, особняки купца Голикова, мещанки Меньшовой, журналиста и ближайшего соседа Достоевского Гайдебурова... Музейная экспозиция словно выходит за стены здания - вот он, город времен Достоевского!

Да и само по себе здание музея весьма примечательно. По его судьбе можно проследить развитие российского общества. Построил его некогда дворянин генерал Фаворский (предполагается - по проекту Стасова). Дворянин разорился и был вынужден продать свой дом, как некогда герой "Вишневого сада", коммерсанту Беклемешевскому. Держащий нос по ветру коммерсант уже в революционном 17-м сбыл дом разбогатевшему крестьянину Лебедеву. Но тот побарствовал недолго - в 18-м году дом национализировали и разместили в нем биржу труда, а после ликвидации безработицы - детские ясли. Сегодня этот дом считается единственной сохранившейся в области городской дворянской усадьбой 18 века и уже только поэтому ценен и заслуживал немедленной реставрации, считает генеральный директор Новгородского объединенного музея-заповедника Николай Гринев.

Сегодня в будущем музее до позднего вечера ведет работы бригада реставраторов под руководством Александра Константинова. В день моего прихода музейщики работали метлами - убирали готовые помещения. Все спешат - 1 ноября строители должны покинуть объект, и к работе приступят научные сотрудники, экспозиционеры, художники.

Людмила МИТРОФАНОВА, спец. корр. "Новгородских ведомостей".
Новгородские ведомости №62(1401)
21 октября 1998 года
 
   

История переименований  

   

Русское географическое общество  

   

Поиск по сайту  

   
© История фамилии
404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.13.11