между тем  

   
Подробности

 

Современная техника ушла настолько далеко вперед, что ни у кого не вызывает удивления факт наличия у военных самолетов прибора «свой - чужой». Созданные по единым чертежам и похожие, как две капли воды, боевые машины сами сигнализируют пилоту о приближении «чужака». Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И у людей в глубине мозга похоже, тоже есть такой определитель. Но в отличие от бесстрастной техники у человека этот определитель дает сбои. Граждане одной страны зачастую с недоверием смотрят на других подданных этого же государства, на них непохожих, а некоторые относятся к ним с неприязнью и даже враждебно. Так было, есть, но не хочется, чтобы осталось всегда. Попытки разумной части человечества считать всех «землян» земляками пока не удаются. Расизм, шовинизм, особенно если они поддерживаются властями и подогреваются политиками и журналистами - опасное явление. Особенно в нашем крае, где исторически сложилось соседство внешне непохожих друг на друга людей. А если учесть не только внешние различия, воспринимаемые глазами и ушами (внешний облик и речь), но и «непохожесть» людей в обычаях, религиозных ритуалах и т.п., то у нас, на Северном Кавказе, для любителей играть на этих различиях и по ним определять принадлежность к «своим» или «чужим» - великий простор.  Наши предки понимали, что без терпимости к непохожим на нас людям жить невозможно, и потому находили способы существовать совместно. Ныне без латинского слова толерантность («терпимость») не обходится ни одно научное исследование о расовых и национальных взаимоотношениях людей в том или ином районе планеты Земля.

Северный Кавказ - многонациональный район России не только в связи со стихийным передвижением народов на перепутье Европы и Азии, начавшемся в глубокой древности. Царское правительство приглашало сюда для освоения новых земель немцев, англичан (шотландская колония близ Пятигорска), греков, армян. Шотландцы у нас не прижились, немцев депортировала советская власть в 1941 году («депортация» с того же латинского - изгнание), а вот потомки греков (их в крае более 1 процента) и армян (около 4 процентов) представляют собой значительную прослойку в населении Ставропольского края. Особенно заметны армяне, первое появление которых на Северном Кавказе отмечено учеными еще в раннем средневековье, в XIV веке. Это было задолго до массового переселения сюда славян. Зафиксированная документально следующая волна переселенцев - армян на Северный Кавказ пришлась на конец XVIII века. Император Павел I 28 октября 1799 года подписал «Высочайшую грамоту», согласно которой армянам-переселенцам выделялась земля для жилья и разрешалась хозяйственная деятельность. Им было дозволено «основать город на месте, где были Старые Маджары, с наименованием оного Святой Крест». Армяне прибыли в район современного Буденновска одновременно со славянами. Отсюда их потомки переселялись в район Пятигорья, другие места современного Ставропольского края.


Следующая волна переселенцев-армян пришлась на начало XX века. В связи со стремлением армян находиться под покровительством России турецкое правительство в 1915-1916 годах организовало их массовое уничтожение на исторической родине. Уцелевшие семьи бежали в основном на Северный Кавказ, поселяясь в местах, ранее уже обжитых армянами. Многим памятен и конец XX века, когда катастрофическое землетрясение снесло с лица земли ряд городов и сел в Армении. Последняя волна переселенцев-армян в Ставропольский край связана с этим трагическим событием и последовавшей за ним разрухой на исторической родине. Значительная часть армян, много поколений проживающих в Ставропольском крае, по праву считают его своей родиной. Многие из них не знают армянского языка, утратили связи с армянской культурой и исторической родиной. Не осведомленные об истинном положении дел, некоторые представители славянского населения края, а также причисляющие себя к ним казаки (среди казаков, между прочим, немало калмыков) считают себя коренными жителями Ставропольского края. Объявляя «мигрантами» армян, иные даже допускают недружественные акции против них, о чем писали краевые газеты.

 Надо отметить, что и в губернском Ставрополе армяне появились почти одновременно со строительством крепости. Об этом свидетельствуют записанные в 1830 году краеведом И. В. Бентковским воспоминания 75-летнего хоперского казака: «Там, где теперь улица Армянская, была просека через лес. По ней ходили мы по воду из крепости... Около теперешней армянской церкви было озеро из родников, текущих с горы». Позже значительный по площади район города, примыкавший к Армянской улице, назывался армянским кварталом. Именно здесь была возведена упоминаемая в воспоминаниях казака армянская церковь. История ее возведения и разрушения заслуживает внимания. Заложенная здесь еще в 1810 году, деревянная церковь была построена лишь в 1830-м. После того как один из двух ее куполов обрушился, было решено возвести на этом месте каменную. Ее строительство было завершено в 1881 году. Разграбленная в двадцатых годах XX века, она простояла еще 40 лет, оскверненная и полуразрушенная. После ее сноса на этом месте было построено административное здание.

 Армянские фамилии не были редкостью среди предпринимателей дореволюционного Ставрополя, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы и здания, возведенные их попечением. Краевед Герман Беликов в книге «Град Креста» описал доходный дом Карапета Исаевича Ягоянца, который является украшением города. В армянском квартале города компактно проживали армяне-ремесленники - сапожники, портные, строители. Впоследствии они расселились по всему городу. Армянские фамилии - не редкость среди династий врачей и учителей города.


Армянская улица, по которой ходил по воду старожил Ставрополя, в то время представляла собой одноэтажные деревянные, обмазанные глиной хижины с камышовой кровлей. Их сменили каменные двухэтажные дома с верандами, сохранившиеся до наших дней. Долгое время Армянская улица представляла собой один из самых уютных уголков центра города. Позже южный ряд домов улицы исчез - маленькую улочку потеснила главная улица. Здесь вырос сплошной каменный забор. У Армянской улицы остались дома только с нечетными номерами. А потом и сама улица исчезла. Вернее, дома сохранились, и жители никуда не пропали: просто улица потеряла название. Это произошло 25 января 1938 года. Постановлением городского совета Армянская улица (в числе других 282 улиц, переулков, площадей) была переименована. И названа она была в честь армянина по национальности, революционера, комиссара СНК по делам Кавказа Степана Шаумяна, уроженца Тифлиса, расстрелянного англичанами под Красноводском в 1918 году. Так Армянская стала улицей Шаумяна. Однако на этом дело не кончилось. В конце XX века улица Шаумяна «раздвоилась». Часть домов, от которых были проделаны выходы в сторону Крепостной горы, получили в семидесятые годы свою нумерацию и новое название нового порядка домов - Ярославский переулок. Любопытно, что двор, числящийся по адресу: Шаумяна, 17, украшает № 6 со стороны Ярославского переулка. Получилось так, что улица Шаумяна сохранила в этом месте только нечетные номера домов, а Ярославский переулок получил четные. Улица Шаумяна стала тупиком. Выход улицы к Парадной лестнице на Крепостную гору теперь перегорожен забором. Сделано это «из лучших побуждений». Нашим градоначальникам кажется, что не гармонирует вид старых домов с выходами «парадного караула» к Вечному огню из реконструированного здания, в котором базируются отныне не только караул, но и Музей боевой славы. А мне кажется, что «гусиный шаг» одетых в военную форму детей представляет собой пародию на церемонию почетного караула в Москве. Однако это у нас считают «военно-патриотическим воспитанием» школьников. 

Владимир ИВАНОВСКИЙ, «Ставропольские губернские ведомости».

   

История переименований  

   

Русское географическое общество  

   

Поиск по сайту  

   
© История фамилии